В настоящее время довольно распространен тот факт, при котором стоимость недвижимого имущества, отраженная в государственном кадастре значительно выше ее реальной рыночной.
Кадастровая стоимость квартиры, дома или участка, здания, помещения, определяется в ходе массовой оценки государственными экспертами (или экспертами, которых наняло государство), использующими для этого рыночную информацию и характеристики объекта из общедоступных источников. При этом оценщики не выезжают на место, поэтому их оценка зачастую не учитывает ряд значимых факторов (текущее состояние квартиры, удаленность от дорог и так далее), что приводит к ошибкам. В результате может выясниться, что кадастровая стоимость имущества явно завышена по сравнению с его рыночной стоимостью, что и влечет за собой ощутимое увеличение налога. Единственный способ бороться с такой несправедливостью — оспорить результаты оценки.
Начать процедуру оспаривания нужно в соответствующем налоговом периоде, поскольку измененные данные о кадастровой стоимости применяются с первого января года, в котором производилось оспаривание. При этом, налоговая инспекция производит зачет, или возврат сумм свыше уплаченного налога по общим правилам НК РФ.
Порядок пересмотра
1. В комиссии по рассмотрению соответствующих споров.
Комиссии не являются самостоятельными государственными органами или организациями и состоят как из государственных, муниципальных служащих (не более 50 %), так и из представителей предпринимательского сообщества. При этом у юридических лиц, владельцев имущества, схему досудебного обращения необходимо соблюсти в определенном порядке.
2. В судебном порядке.
С заявлением следует обращаться в суд по месту регистрации объекта. Данные дела формируются из публичных отношений, ответчиками будут выступать государственные или муниципальные органы, утвердившие результаты кадастровой оценки и орган, на который возложена данная функция, по кадастровой оценке, а в случаях попытки досудебного урегулирования – это комиссия, где нужно подать заявление в оперативный срок.
Заявители
Заявителями могут выступать как физические, так и юридические лица, чьи права и законные интересы затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости. Касательно недвижимого имущества государственной или муниципальной собственности заявителями, выступают соответствующие органы власти.
Основания для пересмотра
‒ использование при кадастровой оценке недостоверных сведений об объекте недвижимости;
Для установления возможных оснований пересмотра стоимости, отраженной в ГКН заявитель может направить запрос, чтобы ему предоставили информацию, на основании которой производилась оценка недвижимости. Запрос подается заказчику работ или в орган, осуществлявший кадастровую оценку.
‒ применение к недвижимому имуществу его рыночной стоимости начиная с даты, на которую определена кадастровая стоимость.
‒
Срок подачи заявления
‒ в период с даты включения сведений о стоимости имущества в государственный кадастр по дату определения новых результатов после проведении очередной кадастровой оценки (не может проводиться ранее 3-х лет);
‒ начиная с даты внесения сведений о недвижимом имуществе, повлекшее необходимость определения кадастровой стоимости.
В обоих случаях срок не должен превышать 5-ти лет с даты внесения в ГКН оспариваемых результатов оценки.Причем, если процесс пересмотра затянется и потребуется обращение в суд после оспаривания в комиссии, датой подачи заявления будет считаться направление его в комиссию.
Срок рассмотрения
Заявление должно быть рассмотрено комиссией в течение месяца, отсчитывая с даты, когда оно было подано. Срок рассмотрения в суде, по общему правилу, составляет не более 2-х месяцев.
Комиссия после принятия решения самостоятельно уведомляет Росреестр и орган МСУ, на территории которого расположен объект недвижимости в течение 5-ти дней.